Изобретатель саксофона Адольф (Антуан Жозеф) Сакс родился в небольшом бельгийском городке Динан, в семье известного мастера духовых инструментов. Шарль Жозеф, отец Адольфа, был самоучкой, но изготавливал кларнеты и фаготы такого качества, что его назначили придворным музыкальным мастером и, с этой поры, он получил немало дипломов и медалей, и более десятка авторских свидетельств. Так что его сыну было от кого унаследовать и музыкальные способности, и интерес к конструированию. Свою работу Адольф Сакс начал в 1840 году с усовершенствования кларнета и бас-кларнета, а вскоре задался целью построить музыкальный инструмент, который восполнил бы весьма существенный пробел в системе оркестра духовой музыки и был бы чем-то средним между деревянными и духовыми инструментами.

Для осуществления своего замысла, он использовал новый принцип построения: соединил коническую трубку с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Корпус этого музыкального инструмента был сделан из металла, а внешние очертания напоминали басовый кларнет, расширяющийся на конце, с сильно загнутой вверх трубкой, к которой была прикреплена трость на металлическом наконечнике, изогнутом в форме буквы "S". 17 мая 1846 года Адольф Сакс запатентовал свое изобретение под названием “Саксофон”. Несколько позже он сконструировал также принципиально новые семейства медных духовых инструментов - саксгорнов. Замысел Сакса блестяще удался, а тембр нового музыкального инструмента оказался настолько интересным, что обратил на себя внимание многих музыкантов. Мастер переехал во Францию, где вел класс саксофона в Парижской консерватории и издавал пособия по школе игры на всех изобретенных им музыкальных инструментах. Параллельно он продолжал свои исследования, стремясь открыть данные, которые были еще неизвестны в науке о звуке, и старался всеми возможными способами устранить те неясности, которые пресекали дальнейшее развитие современного ему инструментального производства. Саксофон же, начав свое существование в оркестрах военной музыки, так и не занял первоначально предназначавшегося для него положения, а пошел “по другому пути” и вскоре был введен в оперный и симфонический оркестр.

В течение нескольких десятилетий, к саксофону обращались лишь композиторы Франции, и, только значительно позже, он приобрел мировую известность и популярность. К началу XX века многие музыканты по достоинству оценили этот интересный музыкальный инструмент. Рахманинов поручил саксофону одну из лучших своих мелодий в первой части “Симфонических танцев”, Дебюсси написал Рапсодию для саксофона с оркестром, Глазунов - Концерт для саксофона с оркестром, Прокофьев, Шостакович и Хачатурян неоднократно обращались к нему в своих произведениях. А в десятых годах двадцатого века на саксофон обратили внимание музыканты джаз-ансамблей (Чарли Паркер, Джон Колтрейн, Майкл Брекер и др), именно тогда саксофон стал "королем джаза", каким он и продолжает оставаться до настоящего времени.

Источник: http://www.jazzpla.net/