Если чикагский, калифорнийский, пьемонтский стили блюза, дельта-блюз сформировались по определенным географическим признакам, то широко популярный в Америке стиль соул-блюз - исключение. Он сформировался по эстетическим причинам.

Соул-блюз - помесь музыки соул и традиционного блюза, как легко понять из названия, и он гораздо моложе традиционных стилей.

Соул появился в 60-е годы и был, по сути, продолжением традиционной черной музыки, прежде всего, gospel. Он связан со своим предшественником - ритм-энд-блюзом 50-х - генетически. Поэтому в шоу-бизнесе, в американской музыкальной журналистике, в коммерческой терминологии, да и просто на стендах в магазинах соул и блюз музыка стоят рядом или вместе. Целый ряд музыкальных изданий США вообще их не разделяет, представляя как единую музыку - ритм-энд-блюз - в единых списках популярности.

В середине 90-х годов в среде тогда только зарождающейся блюзовой публики в России возникло нечто вроде смятения, вызванного тем, что соул-певец с почти 40-летним стажем Джонни Тейлор стал человеком "Номер 1" в списке популярности одного из самых уважаемых изданий по блюзу "Блюз Ревю". Мне стоило изрядного труда объяснить слушателям, что Джонни для них, для американцев, одного поля ягода с Мадди Вотерсом, Би Би Кингом и Робертом Крэем. Не уверен, что до всех это дошло, но такова уж реальность шоу-бизнеса: соул-блюз - полноправный участник соревнования за популярность, и в Штатах он идет довольно далеко впереди чистого блюза.

Johnnie Taylor
Если обратиться к истории, то у двух составляющих этого трудноразделимого понятия были времена настоящего противостояния. В известном смысле соул появился в начале 60-х как респектабельный антипод блюза и изобретен был чернокожими «прогрессивными» музыкантами именно как вызов "старику", пришедшему с Дельты. Дело в том, что блюз в чистом виде, даже если он об этом не говорил впрямую, всегда напоминал афро-американцам самим фактом своего существования об их чудовищном, униженном прошлом - о временах рабства, сегрегации, долгой, драматичной борьбе за человеческое достоинство. А соул - его противоположность, сложная современная красивая эстрада. Она утверждала приход новой жизни, абсолютно не связанной с прежней. Не случайно появление соул-музыки совпало с эпохой борьбы за гражданские права и расовых бунтов.

Блистательные исполнители блюза пережили в 60-е годы, в эпоху тотального соула, тоскливые времена. Би Би Кинга, например, новое поколение чернокожих просто третировало как вчерашний день негритянской музыки. Некоторые артисты ритм-энд-блюза чутко уловили ветер перемен и интуитивно встроились в новую тенденцию. Другие сошли со сцены, вовсе оставили музыку и в течение долгого времени, кляня переменчивую и непонятную моду, оставались вне фокуса широкой публики, как, например, Алберт Коллинз. Потребовался целый ряд лет, чтобы в шоу-бизнесе, среди продюсеров и продавцов музыки возникло новое мышление, новая концепция - стиль соул-блюз.

Little Milton
В нашей стране мне встретилось не очень много поклонников этого чрезвычайно специфического и, тем не менее, широко популярного в Америке стиля. Он не агрессивен, не надрывен, сентиментален и чрезвычайно комфортен. С другой стороны, для нашего слуха он, возможно, чрезмерно сложен и непонятен, чужд. Вполне возможно, я ошибаюсь.

В Америке соул-блюз покупают и слушают в первую очередь взрослые и пожилые афро-американцы. Это очень обширная и влиятельная во многих отношениях прослойка общества. Поэтому существует целая субкультура, обширный сектор индустрии развлечений, обслуживающая именно чернокожих, которым за тридцать пять. Молодежь равнодушна к соул-блюзу, хотя с удовольствием слушает, возможно, не отдавая себе в этом отчета, одну из его разновидностей – так называемый «городской ритм-энд-блюз» (R'n'B), смыкающийся с хип-хопом.
Би Би Кинг как-то рассказал о красноречивом случае. К нему подошла после концерта молоденькая девочка и попросила автограф. Она была совсем ребенок, говорит Кинг, и я порадовался, что такие вот тоже слушают блюз, о чем ей и сказал. "Да это я для бабушки, мне-то блюзы до лампочки", - ответила раскованная молодая особа.
     
Bobby "Blue" Bland
Сегодня я довольно редко встречаю пластинки артистов разных цветов кожи, возраста и темперамента, которые исключают из своих работ соул-блюз. То же самое, впрочем, можно сказать и о других стилях. Вообще же термин соул-блюз широко стал практиковаться лишь в 80-е годы, когда стало ясно, что разные течения в блюзовой музыке так причудливо и плотно переплелись, что разделить их, разложить по полочкам, сказав: вот это соул, это блюз, это фанк, это еще что-то - почти невозможно.         

Конечно, у шоу-бизнеса свои жесткие правила. Но нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что музыканты - те же художники, только в звуке, и они стремятся творить, не сдерживая себя рамками каких-то догм и устоявшихся понятий. Другое дело, что у львиной доли американской поп-музыки черные корни, и как бы музыканты ни отдалялись в своих экспериментах и поисках от истоков, их работа всегда будет вращаться вокруг мощной музыкальной традиции, которая пошла от блюза. Если вы захотите разыскать типичных представителей соул-блюза, они записываются на музыкальнной "мекке" субжанра – лэйбле Malaco.

По материалам сайта: http://rl-music.net